Мнение людей составляется очень и очень быстро – одной десятой секунды достаточно для визуальной оценки другого человека, а для интернет-сайтов и того меньше, всего лишь 50 миллисекунд. Именно за этот промежуток времени пользователь четко понимает, нравится ли ему ваш сайт и решает, стоит ли здесь задержаться или лучше идти дальше.
Такие цифры берутся из результатов исследований. В рамках первого эксперимента участникам предлагалось дважды высказать свое мнение о страницах, которые отображались перед ними сперва в течение 500 миллисекунд, а затем в течение 50 миллисекунд. Результаты были практически идентичными. Таким образом, у веб-дизайнеров есть лишь 50 миллисекунд на то, чтобы заинтересовать или разочаровать человека.
Первое впечатление зависит от многих факторов – цвета, структура, расположение элементов сайта и их симметричность, количество текста, шрифты и многое другое. Все скриншоты сайтов, приведенные ниже, служат исключительно для демонстрации.
Не так давно компания Google в результате собственных исследований подтвердила правило 50 миллисекунд. Однако, как сообщают их же исследования, в некоторых случаях мнение человека формируется даже за 17 миллисекунд (что, впрочем, зависит от многих конструктивных нюансов сайта).
В основном выводе их исследования было то, что, сайты с низкой визуальной сложностью и высокой «типичностью» (дизайна выглядит как типичный представитель данной категории сайтов) лучше воспринимаются пользователями.
Основная мысль: используйте простой и привычный дизайн (следуйте общим понятиям – например, люди примерно представляют себе, каким должен быть сайт интернет-магазина). Если же вы начинаете создавать нечто нетипичное и нешаблонное, людям это, вероятнее всего, понравится меньше.
Человеческий глаз полностью осваивается на новой странице за 2,6 секунды, и именно тогда заканчивается формирование первого впечатления.
Исследователи наблюдали за движениями глаз студентов-участников эксперимента. Целью было узнать, сколько времени нужно, чтобы человек мог сфокусировать взгляд на определенном участке страницы – меню, логотип, изображение, иконки социальных сетей – перед тем, как перейти дальше. Согласно полученным результатам, чем лучше было первое впечатление от сайта, тем дольше пользователь на нем задерживался.
Разделы сайта, показывающие наибольший интерес у зрителей распределились следующим образом:
Основная мысль: Первое впечатление влияет на длительность пребывания на сайте. Постарайтесь сделать все 6 вышеперечисленных элементов максимально привлекательными.
Британские ученые проанализировали, насколько по-разному влияют на наше доверие дизайн и текстовая информация на сайтах о здоровье.
Исследование ясно показало, что внешний вид сайта является основной движущей силой первого впечатления.
Среди всех отзывов, поступивших от участников исследования, 94% были связаны с дизайном (сложный, переполненный информацией, недостаточно подробная навигация, использованные цвета, всплывающая реклама, медленный переход на сайт, маленький шрифт, слишком большое количество текста, слабые возможности поиска). Только 6% пользователей высказались о содержимом сайта. Очевидно, дизайн и навигация играют решающую роль при формировании первого впечатления о странице.
В то же время откровенно слабый дизайн немедленно вызывал отторжение и недоверие к сайту. Если пользователям не нравился дизайн сайта, они никуда не заходили дальше главной страницы и вообще не хотели оставаться на этом ресурсе.
Похожие результаты были получены в результате исследования, проведенного признанными экспертами Стэнфордского Университета. По их мнению, люди часто говорят о том, по каким элементам оценивают сайт, но на деле их мнение базируется на совершенно других вещах.
Данные исследования показывают, что визуальным аспектам сайта пользователи уделяют в разы больше времени, чем его текстовому наполнению. Например, около 46,1% пользователей основывали свою степень доверия к сайту на его дизайне, включая расположение его элементов, размер и тип шрифта, цветовые схемы.
Основная мысль: хороший дизайн заставляет людей проникнуться доверием и задержаться на вашем сайте. Плохой дизайн вызывает недоверие и желание покинуть страницу.
Исследование, изучающее роль первого впечатления при просмотре туристических сайтов выявило, что те элементы станицы, которые вызывают воодушевление пользователя, крайне положительно сказываются на его первом впечатлении. Таким образом, прекрасный дизайн, вызывающий такие эмоции, заставляет людей задержаться на сайте, и увеличивает конверсию.
Юзабилити стало вторым важным фактором, вызывающим доверие пользователя.
Все это говорит о том, что люди, собирающиеся в путешествие, должны быть вдохновлены и воодушевлены тем местом, куда они стремятся попасть. Им не хочется долго разбираться с навигацией и работой с сайтом, они хотят доверять своему туристическому агентству.
Основная мысль: если вы продаете мечты (например, каникулы на Фиджи) яркие и романтичные фотографии будут лучшей основой для хорошего первого впечатления.
В эксперименте, проведенном для изучения влияния ожиданий покупателей от той или иной продукции на рейтинги товаров, наиболее удобных в использовании, участникам предлагалось прочесть положительное или отрицательное мнение о новом смартфоне перед его тестированием. Контрольная группа при этом не читала никаких материалов.
Исследование выявило невероятно сильный эффект положительных ожиданий на субъективные рейтинги, составленные после эксперимента. Участники, прочитавшие положительные мнения, ставили мобильному телефону куда более высокие оценки, чем участники, прочитавшие негативные мнения и те, кто вообще ничего об устройстве не читал.
Основная мысль: если люди уже полюбили ваш сайт, они простят ему некоторые недостатки и шероховатости. Стоит лишь принять во внимание, что подобное может сработать и с точностью да наоборот – негативное первое впечатление негативно скажется на общей удовлетворенности пользователя от работы с сайтом.
В рамках исследования было изучено влияние внешней привлекательности и юзабилити на производительность и степень удовлетворенность от ресурса.
Пользователям предлагалось выполнить те или иные задания на сайтах с дизайном разной степени привлекательности и с разным удобством использования. Согласно результатам, первое впечатление главным образом основывалось на дизайне. Пользователи давали высокие оценки за удобство в работе и интересную информацию сайтам с хорошим дизайном и слабой эксплуатационной пригодностью. Если же работа на сайте проходила легко и успешно, но при этом дизайн ресурса оставлял желать лучшего, пользователь был недоволен.
Основная мысль: вкладывайте деньги в дизайн – это главная приманка для пользователей. Что самое забавное, качественный дизайн приведет к высоким оценкам удобства пользования ресурсом. И настоящее юзабилити отступит на второй план из-за красивого оформления.
Исследование, проведенное двумя экономистами – Барри Стоу и Ха Хоангом (издание Administrative Science, 1995) – было направлено на влияние драфт-рейтинга НБА. Стоу и Хоанг в течение 5 лет наблюдали за карьерами спортсменов, попавших на драфт – 5 лет являются долгим сроком, можно проявить себя максимально хорошо, и нет никакой разницы до драфт-рейтинга, так ведь? Нет, не так. Игровое время, проведенное спортсменами за свои команды, было напрямую связано с их положением в драфт-рейтинге.
Согласно результатам, больше всего игрового времени было у самых популярных игроков и куда в меньше степени зависело от самоконтроля игрока на площадке, его эффективности, травм, стоимости его трансфера и его позиции. Невзирая на все перечисленные факторы, понижение на одну ступень в драфт-рейтинге вело к уменьшению игрового времени спортсмена на 23 минуты. И эти изменения в рейтинге прямо влияли на карьеру баскетболиста в течение всех пяти лет наблюдений. Игроки, попавшие на драфт в течение первого года исследования, в итоге выступали на 3,5 года дольше остальных.
По данным другого исследования, новые ощущения и переживания, противоречащие первому впечатлению, ограничиваются лишь той сферой, с которой они непосредственно связаны, а первое впечатление по-прежнему играет доминирующую роль. Наш мозг хранит неоправданные ожидания в разделе исключений из правил, в то время, как правило, по-прежнему считается действенным, кроме разве что тех участков или ситуаций, в которых в дело вступают те самые исключения.
Основная мысль: негативное первое впечатление может вызывать у пользователя нехорошее отношение к вашему сайту на несколько лет вперед.
Проблему привлекательности верхней части главной страницы обсуждают уже не один год. По последним данным люди не имеют ничего против прокручивания страницы вниз – более этого, такой тип подачи информации импонирует им больше, нежели разбивка на несколько страниц. Но как всё это связано с первым впечатлением?
Вот вам новый взгляд – участок главной страницы, видимый без прокрутки, должен стать самой лучшей и привлекательной частью сайта. Первое впечатление формируется за 0,05 секунды! Люди не успеют прокрутить страницу вниз за это время! Поэтому то, что они увидят перед собой, повлияет на их желание или нежелание посмотреть нижнюю часть страницы.
Внешняя привлекательность сайта играет колоссальную роль. Мой совет – никогда и ни в коем случае не экономьте на дизайне. Порой даже бывает, что «небольшого улучшения дизайна», значительно укрепляет позиции сайта.
Мнение людей о вашем сайте формируется за несколько миллисекунд. Первая секунда, проведенная на сайте, может значить больше всего остального времени. Поверьте, эта секунда и создает первое впечатление.